В материале представлены поурочные задания для закрепления навыка устного счёта у учеников третьих классов, которые можно использовать на занятиях по математике (уроки 31–43) во 2-й четверти. Задания составлены по учебному пособию “Математика” для 3-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения авторов Т. М. Чеботаревской, В. Л. Дрозда, А. А. Столяра. В статье уточняются темы конкретных уроков, цели проведения устного счёта, приводятся методические комментарии по организации дидактических игр, математических диктантов и использованию иллюстративных пособий.
Автор: Н. Л. Ковалевская, разработчик многочисленных методических пособий по проблемам преподавания математики в начальной школе.
Урок 31
Тема урока: “Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Способ приведения к единице (Учебник Ч.1 с. 66–67).
Цель устного счета:
1. Повторение таблиц деления с числами 2, 4;
2. Упражнение в увеличении и уменьшении числа в несколько раз.
Содержание устного счёта:
Игра «Молчанка» с использованием плаката «Алмаз».
1. В центре «Алмаза» устанавливается число 2. Учитель в произвольном порядке указывает на числа от 2 до 20. Учащиеся с помощью веера цифр показывают ответ, полученный при делении указанного числа на 2.
2. В центре «Алмаза» устанавливается число 4. Учитель в произвольном порядке указывает на числа от 4 до 40. Учащимся предлагается устно сформулировать ответ с использованием фразы «уменьшить в 4 раза» К примеру, «Число 36 уменьшить в 4 раза, получится 9».
3. Выполняется коллективно задание № 1 учебника.
Урок 32
Тема урока: “Таблицы умножения числа 7 и на число 7 (Учебник Ч.1 с. 68–69).
Цель устного счета:
1. Повторение таблиц деления с числами 3, 6;
2. Упражнение в нахождении доли числа;
3. Повторение названий компонентов действий.
Содержание устного счёта:
Игра «Молчанка» с использованием плаката «Цветок».
1. В центре «Цветка» устанавливается число 3.
а) учащимся под руководством одноклассника предлагается посчитать тройками от 3 до 30 и обратном порядке;
б) учитель в произвольном порядке указывает на числа от 3 до 30. Учащиеся получают задание назвать 1/3 часть каждого из указанных чисел. Ответ необходимо давать полный.
2. В центре «Цветка» устанавливается число 6.
а) учащимся под руководством одноклассника предлагается посчитать шестёрками от 6 до 60 в прямом и обратном порядке;
б) учитель задаёт образец формулировки с использованием названий компонентов действий и в произвольном порядке указывает на три числа от 6 до 60. Учащиеся отвечают по образцу.
К примеру, делимое 30 делитель 6 частное 5;
произведение 30, один множитель 6, второй 5.
Урок 33
Тема урока: “Квадратный сантиметр (Учебник Ч.1 с. 70–71).
Цель устного счета:
1. Закрепление таблицы умножения с числом 7;
2. Повторение таблиц умножения и деления с числом 5;
3. Повторение названий компонентов действий.
Содержание устного счёта:
Игра «Молчанка» с использованием плаката «Звезда».
1. В центре «Звезды» устанавливается число 7.
а) учащимся под руководством одноклассника предлагается посчитать семёрками от 7 до 70 и обратном порядке;
б) учитель в произвольном порядке указывает на числа от 7 до 70 (к примеру, 42), вызванный учащийся формулирует ответ: «Если число 7 умножить на 6, получится 42», либо: «чтобы получить 42, нужно число 7 умножить на 6».
2. В центре «Звезды» устанавливается число 5.
а) учащимся под руководством одноклассника предлагается посчитать пятёрками от 5 до 50 и обратном порядке;
б) учитель задаёт образец формулировки с использованием названий компонентов действий и в произвольном порядке указывает на числа от 5 до 50. Учащиеся отвечают по образцу.
К примеру, делимое 15 делитель 3 частное 5;
произведение 15, один множитель 3, второй 5;
После предъявления 3 – 4 чисел, учитель меняет образец ответа: «Число 15 в 3 раза больше числа 5»
Урок 34
Тема урока: “Таблицы деления на число 7 и с частным 7 (Учебник Ч.1 с. 72–73).
Цель устного счета:
1. Закрепление таблицы умножения с числом 7;
2. Повторение таблиц умножения и деления с числом 5;
3. Упражнение в составлении и решении простейших уравнений на нахождение неизвестных множителя, делителя.
Содержание устного счёта:
Игра «Молчанка» с использованием плаката «Звезда».
1) В центре «Звезды» устанавливается число 5.
а) учащиеся под руководством одноклассника считают пятёрками от 5 до 50 и обратном порядке;
б) учащимся предлагается составить уравнения, используя табличное умножение и деление на 5 (к примеру, число 45 разделить на неизвестное число, получится 5; неизвестное число умножить на 5 получится 45, число 5 умножить на неизвестное число, получится 45).
2) В центре «Звезды» устанавливается число 7.
а) учащимся под руководством одноклассника предлагается посчитать семёрками от 7 до 70 и обратном порядке.
Урок 35
Тема урока: “Закрепление изученных таблиц умножения и деления (Учебник Ч.1 с. 74–75).
Цель устного счета: повторение изученных случаев табличного умножения и деления.
Содержание устного счёта:
Закрепление изученных таблиц умножения и деления можно провести с использованием развивающей игры «Умлото».
Для данного периода изучения табличного умножения и деления подходят карточки серии ТУ-2. Поскольку в комплекте 6 карточек, необходимо подготовить дубликаты билетов для игроков и раздать их учащимся, сидящим на некотором расстоянии друг от друга. Либо разместить учащихся группами по 6 человек, и раздать билеты так, чтобы в группе они не повторялись.
Ведущий читает математические выражения по строкам или столбцам одной из предложенных карточек. Задания читаются с использованием изученной математической терминологии (частное чисел пятьдесят шесть и семь; пять умножить на семь; произведение чисел семь и два; первый множитель, семь второй три; число восемь увеличьте в три раза; делимое двадцать один, делитель семь; уменьшите число двадцать четыре в шесть раз; найдите 1/6 часть числа сорок два) игроки (учащиеся) находят значения этих выражений и закрывают клетку с соответствующим ответом при его наличии на игровом поле. Выигрывает учащийся, который первым закроет все числа своего игрового поля. При подведении итогов можно отметить и командное достижение (наибольшее количество закрытых ответов), если в командах было одинаковое количество игроков и одинаковые наборы карточек.
Урок 36
Тема урока: “Доля числа (Учебник Ч.1 с. 76–77).
Цель устного счета:
1. Повторение изученных случаев табличного умножения и деления;
2. Упражнение в кратном сравнении чисел.
Содержание устного счёта:
1. На доске записаны группы чисел:
1) 2, 7, 14 2) 4, 6, 24 3) 18, 3, 6
4) 7, 6, 42 5) 4, 20, 5 6) 8, 7, 56
а) учащиеся устно составляют по 4 равенства на умножение и деление, используя данные группы чисел;
б) используя данные группы чисел, учащиеся составляют фразы, указывающие на кратное соотношение чисел в тройках: число 2 в 7 раз меньше числа 14; число 7 в 2 раза меньше числа 14; число 14 в 2 раза больше числа 7; число 14 в 7 раз больше числа 2.
2. Конкурс знатоков таблицы умножения и деления. Двум ученикам предлагается соединить выражения с их значениями. Знатоком признаётся тот, кто первым безошибочно выполнит задание.
4 6 24 8 7
6 3 56 3 8
7 8 12 9 2
4 9 18 6 4
6 2 36 4 4
2 8 16 4 3
8 3 6 6
Урок 37
Тема урока: “Луч. Способ отношений при решении задач на нахождение четвёртого пропорционального (Учебник Ч.1 с. 78–79).
Цель устного счета: закрепление изученных случаев табличного умножения и деления.
Содержание устного счёта:
Математический диктант
(учитель диктует задания, учащиеся записывают в тетрадях ответы)
1. Сколько раз надо повторить число 7, чтобы получить 56?
2. Сколько раз по 6 содержится в числе 36?
3. Сколько получим, если число 5 увеличим в 4 раза?
4. Какое число надо умножить на 3, чтобы получить 21?
5. Первый множитель 7 второй тоже 7. Запишите произведение.
6. Оба множителя 4. Запишите произведение.
7. Число 6 умножить на 5.
8. В кружке «Умелые руки» занимаются 7 мальчиков, а девочек 14. Во сколько раз больше девочек занимается в кружке «Умелые руки»? Во сколько раз меньше мальчиков занимается в кружке «Умелые руки»?
9. Отцу 32 года, а сын в 4 раза младше отца. Сколько лет сыну? На сколько лет отец старше сына?
Урок 38
Тема урока: “Таблица умножения числа 8 и на число 8 (Учебник Ч.1 с. 80–81).
Цель устного счета: закрепление изученных случаев табличного умножения и деления, а также знаний, полученных в ходе изучения таблиц умножения и деления.
Содержание устного счёта:
Диктант «Да/нет»
(ответ учащиеся могут показывать сигнальными карточками, либо письменно в тетради фиксировать ответ знаками + или – )
1. Числа при умножении называются множитель, множитель и произведение?
2. От перемены мест множителей произведение изменится?
3. Чтобы увеличить число в 7 раз, его надо умножить на 7?
4.Чтобы уменьшить число в 6 раз, надо от этого числа отнять 6?
5. Если число 5 умножить на 0, то получится число 5?
6. Если число 1умножить на 7, то получится число 7?
7. Числа при делении называются делимое, делитель и частное?
8. В выражениях без скобок, содержащих только умножение и деление, действия выполняются в том порядке, как они записаны?
9. В выражениях без скобок первыми выполняются сложение и вычитание, а затем умножение и деление?
10. Чтобы увеличить число на 3, его надо умножить на 3?
Урок 39
Тема урока: “Таблица деления на число 8 и с частным 8 (Учебник Ч.1 с. 82–83).
Цель устного счета:
1. Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления, а также знаний, полученных в ходе изучения таблиц умножения и деления;
2. Установление взаимосвязи действий умножения и деления.
Содержание устного счёта:
Игра «Молчанка» с использованием плаката «Алмаз».
1) В центре «Алмаза» устанавливается число 8.
Учащиеся под руководством одноклассника считают восьмёрками от 8 до 80 и обратном порядке;
2) В центре «Алмаза» устанавливается число 4. Учитель в произвольном порядке указывает на числа от 4 до 40. Учащимся предлагается устно сформулировать пары фраз: «36 разделить на 4, получится 9» и «Чтобы получить число 36, нужно 4 умножить на 9».
Урок 40
Тема урока: “Закрепление изученного (Учебник Ч.1 с. 84–85).
Цель устного счета:
1. Закрепление таблиц умножения и деления;
2. Повторение единиц измерения длины.
Содержание устного счёта:
1) На доске записаны однозначные числа: 5, 7, 2, 6, 8, 4, 9, 1, 3. Учащиеся называют числа, которые получатся при умножении названных чисел на 6, затем на 7, на 8.
2) Учитель называет число, которое является произведением двух других чисел. Учащиеся называют числа, при умножении которых можно получить это число. (Например, 24 – это произведение чисел 4 и 6, 3 и 8)
3) «Закончи фразу» (на доске записаны выражения, учащиеся читают их дополняя недостающую информацию):
1 дм – это …см
1 м – это …дм
1 м – это …см
Урок 41
Тема урока: “Закрепление изученного (Учебник Ч.1 с. 86–87).
Цель устного счета: закрепление изученных случаев табличного умножения и деления, а также знаний, полученных в ходе изучения таблиц умножения и деления.
Содержание устного счёта:
Математический диктант
(учитель диктует задания, учащиеся записывают в тетрадях ответы)
1. Чему равно произведение чисел 7 и 4?
2. Число 6 увеличьте в 4 раза. Запишите результат.
3. Делимое 28, делитель 4. Чему равно частное?
4. Первый множитель 8, второй 5. Чему равно произведение?
5. Число 24 уменьшите в 3 раза. Запишите результат.
6. Неизвестное число увеличили на 5 и получилось 15. Чему равно неизвестное число?
7. Сколько сантиметров в 1 дециметре?
8. 15 роз надо поставить в 3 вазочки поровну. Сколько роз будет в каждой вазочке?
9. В телевизионной игре «Спортландия» участвовало 3 команды по 8 человек в каждой. Сколько всего человек принимало участие в «Спортландии»?
10. За столом сидела вся семья: мама, папа, дочка, сын и бабушка. Каждый съел по 2 пирожка. На сколько меньше стало пирожков?
Урок 42
Тема урока: “Задачи в косвенной форме (Учебник Ч.1 с. 88–89).
Цель устного счета: закрепление изученных случаев табличного умножения и деления.
Содержание устного счёта:
Учащимся предлагаются примеры для быстрых устных вычислений. Необходимо устно сосчитать и записать только ответы:
1 вариант 2 вариант
8 6 36 : 6 4 5 30 : 6
4 7 49 : 7 9 4 42 : 6
3 9 24 : 3 3 8 24 : 4
7 2 27 : 9 7 3 36 : 9
6 3 45 : 5 6 4 54 : 6
Урок 43
Тема урока: “Таблица умножения числа 9 (Учебник Ч.1 с. 90–91).
Цель устного счета:
1. Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления;
2. Повторение порядка действий в выражениях со скобками и без них.
Содержание устного счёта:
1) Учащиеся коллективно представляют предложенные числа в виде суммы одинаковых слагаемых и заменяют предложенные выражения на выражения с умножением.
12 = … + …
12 = … + … + …
12 = … + … + … + …
12 = … + … + … + … + … + …
18 = … + …
18 = … + … + …
18 = … + … +… + … + … + …
24 = … + …
24 = … + … +…
24 = … + … +… + … + … + …
2) Учащимся предлагается решить выражения по вариантам, сопоставить примеры и ответы к ним, установить причину разницы в ответах.
38 –18 + 42 : 6 = 27 38 – (18 + 42) : 6 = 28
3) Необходимо указать порядок действий в математических выражениях.
– • + =
+ + : =
+ + • =
+ ( + ) • =
: ( – + ) =
• ( – ) : =
( • ) – : =
( + • ) : =
+ ( – : ) =