Народный календарь весны: МАЙ





МАЙ-ТРАВЕНЬ

Май важный месяц, от него зависит урожай. Холода в мае не опасны и даже желательны, если они не переходят известной меры, не превращаются в губительные для молодой растительности морозы. Теплый май не опасен тоже, если он сопровождается сыростью, в особенности там, где растения уже успели ранее укорениться и набрать силу. Дожди в мае всего нужнее и полезнее для хлебов и трав. Наиболее важными погодоуказателями в мае, к которым приурочено наибольшее число наблюдений и примет, являются - Николин день 9/22, 1/14 - Еремей Запрягальник, 11/24 - Мокий, 14/27 - Сидор (Сидоров день, считающийся переходом от весны к лету: «Прошли Сидоры - прошли и сиверы»), 15/28 - Пахом, который летним теплом пахнет, 29 мая/11 июня Федосья Колосяница, начинается колошение хлеба.

Эти важные для жизни растений моменты находятся всецело под влиянием метеорологических условий, и если условия складываются благоприятно, то будущий урожай может уже считаться в значительной степени обеспеченным. Последующий июнь только в исключительных случаях может погубить то добро, что сделал май, но зато он иногда может исправить и то, чего май недоделал. Поэтому в мае можно уже до некоторой степени радоваться предстоящему урожаю, если хлеба ласкают глаз, но и отчаиваться еще не следует, как бы поля ни казались на вид плохи, а надо подождать, что принесет с собой июнь.

С древних времен сохранены о мае приметы, подсказывающие крестьянам время пахоты и сева. «Всякое семя знает свое время».

1 мая - Козьма-огородник. В северных календарях - снеток белозерский. Кузьма, указчик устных святцев, освящал работы на приусадебном участке: «На Козьму сей морковь и свеклу». «Огород - бабий доход». Копали крестьяне гряды и приговаривали: «Пришел Козьма - заглянул в погреба, лопату взял - у избы землю вскопал».

2 мая - Трифон и Никифор. «Пришел Трифон - кросна вон». В устных календарях - новина. Весне новина. Иван-Ветхопещерник. Для рожденного в этот день, одевшись во все новое, надо на виду быть, среди людей на миру. В себе не замыкаться. А уж все весенние цвета ему к лицу были. От него сглазы да болезни прочь гнали.

3 мая - Федор. Чтили родовые угорья. В устных календарях - окликание родителей. «На Федора покойники тоскуют по земле». Вестимо, просятся к плугу, бороне из загробного мира о страдну пору с помогой-помочью...

4 мая - Януар и Прокл. На Прокла проклинали нечистую силу, обернувшись лицом к западу: не куй ледяные оковы теплу, не окутывай свет ясен тьмою! Таковой мощи заклятье - хватало его на целое лето. Помогало оно и крещеным в страстных трудах, и скоту на подножном корму. К Януару пометка: «Белая зима прошла, а зеленая еще впереди». Пахарей изустная молва ободряла: «На березе лист в полушку - жди хлеба в кадушку».

5 мая - Лука. В устных календарях - вешний луков день. Займитесь, бабоньки, посадкой или хотя бы переберите лук перед выносом на гряды. Сеянец и лук на перо, во щи молодая крапива - первая зелень к столу. «Лук - татарин, как снег сошел, и он тут».

6 мая - Егорий вешний. Георгий Победоносец, Георгий (Егорий) великий. В устных календарях - Юрий и Егор. Этот день - росенник, скотопас и волчий пастырь, комарник, ленивая сошка. Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу - на девичью косу, на ноги босы. И поглядеть за скотинкой - в поле и за полем, в лесу, за угорьем. Чтобы велись в хлевах и коровы, и телята, и козы. Чтобы скотинка в три ведра доилась. «На Егорья заря с зарей сходится». «Егор на порог весну приволок». «С Егорья и ленивая сошка в поле». «Егорий храбрый - зиме ворог лютый». «Юрий по полю ходит, хлеб-жито родит». «Юрий да Влас - крестьянскому богатству глаз...».

7 мая - Саввы. Сразу два: «Савва на Савву глядит, тяжелому май-месяцу последнее жито из закромов выгребать велит». «Про нашего Савву распустили славу, не пьет-де, не ест, зерном мышей кормит». «Всего у меня вдоволь, чего хочешь - того и просишь! - А дайка, брат, хлеба! Ну хлеб-то давно весь вышел, поди - возьми у Савки в лавке!» «Работа дается трудно, ценится легко».

8 мая - Марк. В устных календарях - ключник. Если на Марка ясный день - будет хороший урожай яровых. «Небо ярко - бабам в избе жарко». Под звяк ключей отпирались сундуки-укладки, клети. Для просушки, проветривания развешивали одежду, постельное белье, зимние тулупы, полушубки, обувь. Валенок на колу - чем не примета пролетья! Марк - «ключимая весна», то есть близкая к завершению.

9 мая - Стефан Великопермский, это имя, с древности почитаемое Русью. Стефан родился в Устюге, предположительно в 1345 году. Измлада преподобного влекло к книгам. Получить образование Стефан ушел в Ростов Великий, принял постриг в Григорие-Богословском монастыре, известном богатой библиотекой, ученостью монахов.

Задавшись жизненной целью принести просвещение народам Великой Перми, молодой инок изучал языки и, составив для народа коми (зырян) алфавит, делал переводы Священного Писания. Не с мечом - со словом любви и благодати, с книгами Стефан в 1376 году отправился в земли беспокойные, враждебные Московскому государству. Рискованное предприятие: скольких последователей Стефана постигла насильственная смерть!.. Устюжанин, с детства знакомый с бытом, нравами таежных племен, смог увенчать дело успехом. В лесной языческой стороне появились школы, первые церкви. Степанко-Бог, его добром поминали пермяки столетия спустя. Обширнейшие территории благодаря подвигу святителя Стефана приобщились к христианской культуре.

10 мая - Семен-ранопашец. «Рано пар паши - урожаи хороши». «.Сей хлеб - не спи, будешь жать - не станешь дремать». «Где оратай плачет (тяжело!), там жнея скачет (с веселья, что хлебушек удался!)». «После ключника и дожди теплые».

11 мая - Евсей и Максим, тепляк-здоровяк, березовииа.. «Пришел Евсей - овсы отсей». Овес не князь, любит грязь (сырую землю). На Максима начинают отпаивать березовым соком. «Березовицы на грош - лесу на рубль изведешь».

12 мая - Девяти мучеников Кизических. День лечений. «Девять святых мучеников от девяти недугов, девяти напастей исцеляют». Отчаливали последние суда на Мурман, развертывался лов: «море - то же поле». Пахотная страда разгоралась...

13 мая - Яков. «Солнце встает - выдается лето сухо и ведрено; облачный восход - на дождливый сенокос». «Теплый вечер, звездная ночь - к урожаю». «Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее - когда цвет калины в кругу». «Кукушка кукует - льны сей». «Тот и хорош, у кого рожь».

14 мая - Еремей. В устных календарях - яремник. «Вёдро на Еремеев день — хороша будет хлебная уборка; ненастье — всю зиму будешь его помнить да маяться». «Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору, а овес - сей меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду — да в пору». «На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу».

15 мая - Борис-день и Глеб, Афанас. В устных календарях - барышник, соловьиный день. Соловьиный день. Поспела земля. Борис и Глеб сеют хлеб. Разгар пахоты. «Не отсеялся до Бориса — с Бориса сам боронися». Льется крестьянский пот, чтобы человеческий род как зерно из земли поднимался, крепко на земле стоял, землю почитал, как свою матушку. В прежние времена плюнуть на землю, бросить за ненадобностью сор было позором. Ведь означало это, что плюнул ты в лицо матери-земли, что ты глаза матери-земли засорил. И еще верили, что соловей запевает, когда напьется с березового листа росы.

16 мая - Феодосии Печерский - отец русского монашества. В устных календарях - Мавра и Макавей. «Не обездоль корову едой, будет удой».

17 мая - Пелагея. «Пришла Пелагея - огородницам наставница». «Что за порядок - огород без грядок?»

18 мая - Орина-рассадница. (Ирина, Арина). Рассаживает капустную рассаду. Выжигают покосы, луга от прошлогодней травы. «На Ирину худая трава с пашни вон».

19 мая - Иов и Денис. В устных календарях - огуречник, горшечник, горошник и росенник. Почиталось на Руси - росу, мол, сама мать-сыра-земля дает и траве, и зверю, и птице, и человеку в исцеление. «Майская роса - коням пуще овса». «Большая роса на 19 мая - к урожаю огурцов» - говорят в народе. «На Дениса сеять бел-горох не ленися». «Денис — росенник, на росенника большая роса - огурцам большой род». «Ясный день на Дениса - к урожаю огурцов».

20 мая - Купальница. Прогоняют в этот день лошадей по речной воде. С утра полные ведра воды выставляют на мостки, а в полдень окатываются согретой солнцем водой. Жаркое время сева. Надобно времени не упустить, да и силы не растерять.

21 мая - Иоанн Богослов. В устных календарях — Иван золотой, пшеничник. «Загоняй кобылу и паши под пшеницу». «Паши мелко, сей редко: редкий сев к частому в сусек не ходит» - совет о яровых хлебах из века в век. «В поле не давай дуракам воли...» «Совет глупцу, что зеркало слепцу...» «Хлеб по хлебу сеять - не молотить, не веять!»

22 мая - Николин день. Никола-с-теплом, Никола Вешний. Никола вешний хороводы водит, травою скотину кормит, крестьянину велит ни свет ни заря подниматься, чтобы май пашню не сманил к полынь-куколи, к семени сорному. Дождь на Николу почитался как великая Божья милость. На Николу-вешнего предназначалось садить картошку. «Пришел бы Никола, а тепло будет». «Не хвались на Юрьев день посевом — хвались на Николин день травой». «На Николу дождь - будет жито и рожь». «С Николы вешнего крепись, хоть разопнись, а с Николы зимнего - живи, не тужи!». «Проси Николу - он Спасу скажет». «Никола мужику воз поднимает».

23 мая - Симон Зилот. Земля-именинница. «На Симона Зилота мать сыра земля именинница». «Кормилица», «родимая», «Божья ладонь». «Кого мать сыра земля полюбит, тот голоден не будет». Однако «за труд и пот земля прирождает». «Не столько роса с неба, сколько пот с лица», пашню к плодородию готовит. «Клад добудешь, да домой не будешь!» «На что клад, коль в семье лад?» «Толк да лад, тут и клад». Словом, от добра добра не ищут.

24 мая - Мефодий и Кирилл - учителя Словенские, Мокий. В устных календарях - день мокрый. В этот день о лете гадали: «Солнечный восход багрян, лето с грозами идет». А когда на Мокия мокро, то и лето, считали, - будет мокрым. Цветет незабудка. Азбука-кириллица служит нам вот уже более тысячи лет. На ее основе построена письменность многих народов. В последние годы день памяти двух братьев выливается в праздник культуры, дружбы и единения славянства.

25 мая - Епифан в красном кафтане. Зацветает рябина. И рожденная в этот день надевала красный сарафан. Она слыла доброй хозяйкой, была голосистой, водила хороводы. Старые люди предсказывали, что у рожденной в этот день юность - с кислинкой, зрелость - со сластинкой. Поздно ей открывалось счастье. Но оно было жданным, а потому особенно радостным. И еще: «Коли на Епифана утро в красном кафтане (красная заря) - к пожарному лету».

26 мая - Лукерья-комарница. В этот день в Вологде совершается память преподобных Макария и Тарасия Глушицких. Появляются комары вместе с теплым ветром. Много комаров - к хорошему овсу, комаров нет - овса и трав не будет. Ну, «за комаром не с топором, за мухой не с обухом»!

27 мая - Сидор с ветрами. В устных календарях - сиверы. Славен был Сидор северными ветрами, не отпускал он их от себя. До этого дня по земле еще заморозки ходили, но пришла им пора - отступить в далекие северные чертоги. «На Сидора сиверко - лето холодное». «Пройдут Сидоры, отойдут и сиверы, и ты, стриж, домой летишь».

28 мая - Пахом. В устных календарях - бокогрей, зеленый шум. «На Похожа тепло — все лето теплое». «Пришел Пахом - запахло теплом».

29 мая - Федор. В этот день совершается память святых угодников Вологодских преподобных Кассиана и Лаврентия Комельских. В устных календарях - житник.

30 мая - Ондрон с дождем. Заклинают, чтобы открыл сторож Ондрон небесные ворота, чтобы пролились дожди на зерно, что в землю легло.

31 мая - Федот и мучениц семь дев. В устных календарях - овсяник. Федот дубовый лист развернет. Была примета: «Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерять овес кадушкой». Рожденный на Федота приходил к дереву, подолгу сиживал под его ветвями. От дуба брала его жизнь силу. А душа, мол, зрела - у сердцевины дерева. «Семь дев сеют лен». «Сеют лен у семи Олен».

_____________________________

Источник: www.razumniki.ru

Категория записи: Свободные темы

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz