Устный счет в 4 классе (2-я четверть, уроки 44–55)





В материале представлены поурочные задания для формирования и закрепления навыка устного счета у учеников четвертых классов, которые можно использовать на занятиях по математике (уроки 44–55) во 2-й четверти. Задания составлены по учебному пособию “Математика” для 4-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения авторов Т.М. Чеботаревской, В.Л. Дрозда, А.А. Столяра. В статье уточняются темы конкретных уроков, цели проведения устного счета, приводятся методические комментарии по организации дидактических игр, математических диктантов и использованию иллюстративных пособий.

Автор: Н. Л. Ковалевская, разработчик многочисленных методических пособий по проблемам преподавания математики в начальной школе.

Урок 44

Тема урока: “Смысл действия вычитания” (Учебник Ч.1 с. 90–91).
Цель устного счета:
1. Упражнение в записи математических выражений;
2. Повторение названий компонентов действий сложения и вычитания.
Содержание устного счёта:
На доске записаны два числа 36 и 6.
Учащимся предлагается записать:
• сумму этих чисел;
• разность этих чисел;
• к большему числу прибавить разность этих чисел;
• к меньшему числу прибавить разность этих чисел;
• сумму этих чисел уменьшить на меньшее из них;
• сумму этих чисел уменьшить на большее из них.
Учитель предлагает в тех выражениях, где возможно, подчеркнуть первое слагаемое одной чертой; вычитаемое – двумя.
Коллективно повторяются названия компонентов действий сложения и вычитания.

Урок 45

Тема урока: “Квадратный метр” (Учебник Ч.1 с. 92–93).
Цель устного счета:
1. Повторение изученных единиц измерения длины и площади;
2. Развитие логического мышления.
Содержание устного счёта:
1.360 м, 36 км, 6 см, 6 дм, 36 мм, 3 дм, 3 см
Назовите единицы измерения длины.
Назовите единицы измерения площади.

2.Вставьте пропущенные единицы измерения величин.
а) 672… = 6…7…2…
б) 7 564… = 7…5…6…4…

3.«Головоломка»
Какие числа спрятались за , , ?
30 + =
– 18 = 50
+ =
Возможны разные сочетания единиц измерения величин:
м, дм, см или
дм, см, мм, или
т, ц, кг.
К другому числу возможны единицы:
км, м, дм, см или
м, дм, см, мм

Урок 46

Тема урока: “Устное сложение и вычитание многозначных чисел” (Учебник Ч.1 с. 94–95).
Цель устного счета:
1. Закрепление приемов устного сложения и вычитания двузначных чисел с однозначными;
2. Закрепление смысла действий сложения и вычитания.
Содержание устного счёта:
1. Работа по пособию «Солнышко».

Учащиеся должны понимать, что основой для усвоения арифметических действий с многозначными числами являются умения производить быстрые вычисления в пределах 100. Перед работой по таблице учитель устанавливает в центре плаката знак действия (к примеру, «+»), затем молча указывает на пару чисел, над которыми необходимо произвести действие. Учащиеся (по усмотрению учителя) записывают или проговаривают результат. Наличие на плакате однозначных и двузначных чисел позволяет предложить учащимся сложение двузначных чисел с однозначными и двузначных с двузначными. По необходимости учитель может продвинуть ленту со знаками, при это в центре плаката знак «+» заменить на знак «–» и продолжить устный счет.
Плакат «Солнышко» и методические рекомендации по его использованию опубликованы в журнале «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа», № 6, 2011.

Урок 47

Тема урока: “Гектар” (Учебник Ч.1 с. 96–97).
Цель устного счета: упражнение в устном сложении и вычитании многозначных чисел.
Содержание устного счёта:
Математический диктант
Задумайте круглое четырехзначное число.
1. Запишите задуманное число.
2. Прибавьте к задуманному числу 100 000. Запишите.
3. Уменьшите полученное число на 20 000. Запишите.
4. Вычтите из полученного числа 30 000. Запишите.
5. Увеличьте полученное число на 1 000. Запишите.
6. От полученного числа отнимите 10 000. Запишите.
7. К полученному числу прибавьте 5 000. Запишите.
8. От полученного числа отнимите 40 000. Запишите.
9. Отнимите от полученного числа 6 000. Запишите.
10. Должно получиться задуманное вами число.

Урок 48

Тема урока: “Таблица мер площади” (Учебник Ч.1 с. 98–99).
Цель устного счета:
1. Упражнение в записи и нахождении значений математических выражений;
2. Упражнение в устном сложении и вычитании многозначных чисел;
3. Повторение названий компонентов сложения и вычитания.
Содержание устного счёта:
Математический диктант
(учитель диктует задания, учащиеся записывают в тетрадях математические выражения и вычисляют их значения)
1. Увеличьте сумму чисел 35 000 и 30 000 на их разность.
2. Уменьшаемое 24 000, вычитаемое выражено суммой чисел 3 000 и 10 000. Найдите их разность.
3. Первое слагаемое выражено разностью чисел
15 000 и 5 000, второе слагаемое 3. Найдите сумму.
4. Разность чисел 5 020 и 5 000 увеличьте на 100.
5. Число 7 500 уменьшите на сумму чисел 3 000 и 4 000.

Урок 49

Тема урока: “Сложение многозначных чисел без перехода через разряд” (Учебник Ч.1 с. 100–101).
Цель устного счета: упражнение в устном сложении и вычитании многозначных чисел.
Содержание устного счёта:
Математический диктант
1. Найдите сумму чисел 46 000 и 2 000.
2. Запишите, сколько получится, если от числа 230 000 отнять 20 000.
3. Число 3 700 увеличьте на 30.
4. От числа 555 000 отнимите 5 000.
5. К числу 40 000 прибавьте 14 000.
6. Число 77 000 уменьшите на 30 000.
7. Уменьшаемое 26 000, вычитаемое 1 000, запишите разность этих чисел.
8. Первое слагаемое 52 000, второе слагаемое 8 000, запишите сумму этих чисел.
9. Чему равна сумма чисел 33 000 и 67 000?
10. Сколько останется, если от 64 000 отнять 32 000?

Урок 50

Тема урока: “Сложение многозначных чисел с переходом через разряд” (Учебник Ч.1 с. 102–103).
Цель устного счета:
1. Упражнение в устном сложении и вычитании многозначных чисел;
2. Повторение величин, их преобразование, нахождение доли величины;
3. Упражнение в нахождении площади прямоугольника.
Содержание устного счёта:
Математический диктант
(учитель диктует задания, учащиеся записывают в тетрадях ответы)
1. Запишите числа, которые на 4 единицы меньше каждого из чисел (числа записаны на доске):
7 056; 350 620; 17 565.
2. Первое слагаемое неизвестно, второе 500, сумма равна 3 000. Чему равно неизвестное слагаемое?
3. Сколько минут в 1/5 части часа?
4. Сколько дециметров в половине метра?
5. Площадь прямоугольника 48 кв. дм, его ширина 6 дм. Вычислите его длину.
6. Сколько часов в трети суток?
7. Сколько килограммов в 6 центнерах? в 6 тоннах?
8. Сколько секунд в четвертой части минуты?
9. Площадь квадрата 4 кв. см. Найдите его длину.
10. Длина классной комнаты 6 метров, ширина 4 метра. Найдите площадь классной комнаты.

Урок 51

Тема урока: “Сложение многозначных чисел с переходом через разряд” (Учебник Ч.1 с. 104–105).
Цель устного счета: упражнение в устном сложении двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд.
Содержание устного счёта:
1. Работа по пособию «Солнышко».

Перед устным счетом, учитель устанавливает в центре плаката знак действия «+», затем молча указывает на пару чисел (двузначное и однозначное), над которыми необходимо произвести действие. Учащиеся (по усмотрению учителя) записывают или проговаривают результат.

Урок 52

Тема урока: “Сложение величин” (Учебник Ч.1 с. 106–107).
Цель устного счета: упражнение в устном сложении двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд.
Содержание устного счёта:
1. Работа по пособию «Солнышко».

Перед устным счетом, учитель устанавливает в центре плаката знак действия «+», затем молча указывает на пару чисел (двузначное и однозначное), над которыми необходимо произвести действие. Учащиеся (по усмотрению учителя) записывают или проговаривают результат. Предлагаются числа, позволяющие упражняться в сложении с переходом через разряд.

Урок 53

Тема урока: “Решение неравенств” (Учебник Ч.1 с. 108–109).
Цель устного счета:
1. Актуализация понятия «неравенство»;
2. Упражнение в подборе решений простейших неравенств.
Содержание устного счёта:
1.Вставьте пропущенные цифры, чтобы получились верные неравенства:
а) 864 > …64
б) 403 > 4… …
в) 6 … … < 626
Желательно рассмотреть как можно больше вариантов решения.

2. Назовите возможные значения переменной:
а < 3
b < 10

3.Сколько значений может иметь переменная в выражениях? Аргументируйте свой ответ.
d < 100
с > 6

Урок 54

Тема урока: “Закрепление”.
Цель устного счета:
1. Упражнение в решении неравенств;
2. Отработка умения преобразовывать изученные величины.
Содержание устного счёта:
1. Сколько значений может иметь переменная в выражениях?
а < 207 986
b < 300 000
с > 100
Аргументируйте свой ответ.

2. Из чисел, удовлетворяющих неравенству а < 23, назовите только те, которые оканчиваются цифрой 6.
Из чисел, удовлетворяющих неравенству b < 23, назовите только те, которые оканчиваются цифрой 0.
Из чисел, удовлетворяющих неравенству х < 23, назовите только те, которые делятся на 4.

Урок 55

Тема урока: “Вычитание многозначных чисел без перехода через разряд ” (Учебник Ч.1 с. 110–111).
Цель устного счета: упражнение в устном вычитании однозначного числа из двузначного .
Содержание устного счёта:
1. Работа по пособию «Солнышко».

Перед устным счетом учитель устанавливает в центре плаката знак действия «–», затем молча указывает на пару чисел (двузначное и однозначное), над которыми необходимо произвести действие. Учащиеся (по усмотрению учителя) записывают или проговаривают результат. Предлагаются числа, позволяющие упражняться в вычитании с переходом через разряд.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz